ФОТОШКОЛА: ПСИХОЛОГИЯ  ПОРТРЕТА

ПСИХОЛОГИЯ  ПОРТРЕТА

 

Отто Рихтер

 

Для большинства людей портрет – это то, что они обычно видят в своем паспорте.

Фотографу всегда необходимо помнить о том, что для портрета самым главным является выражение лица и глаз. Перед тем, как приступить к портретной съемке, фотограф должен понять, какую цель он ставит. Закройте глаза и представьте себе подходящий задний план. Это может быть просто белая стена, раскрашенный фон, окно, сад или какой-то предмет.

Молодые женщины обычно получаются очень хорошо на светлом фоне, а мужчины на темном. Представим себе, что мы фотографируем молодую светловолосую девушку на фоне белой стены. Белая стена сама по себе очень скушна, поэтому сконцентрируем внимание на лице модели. Это занятие будет весьма приятным, т.к. девушка молода, у нее прекрасная кожа без морщинок, большие выразительные глаза и длинные светлые волосы.

Удалось вам ее представить?

Теперь представим себе, что мы делаем только один снимок, т.е. снимаем нашу модель до середины груди. К счастью наша белая стена находится между двух  окон, обращенных на северную сторону. Это классический вариант освещения, которым пользовались французские фотографы в конце Х1Х века. Мягкий рассеянный свет очень подходит для портрета молодых девушек.

Посадим девушку на стул перед камерой на таком расстоянии от стены, чтобы голова модели не отбрасывала тень. Девушка сидит с выпрямленной спиной на краю стула, положив локти о его спинку. А теперь посмотрите, как красиво освещены ее глаза!

Глаза без отражения в них света подобны дверям  склепа – темны и печальны.

Итак, всегда, когда  мы снимаем портрет, надо обращать внимание на то, чтобы в глазах был свет. Надо сделать глаза живыми, Этого можно достичь и обычным ручным фонариком. Свет абсолютно моделирует красивое лицо девушки, т.к. мы представили, что фотографируем при свете, падающем из двух окон в одном направлении.

Девушка должна быть одета в темную блузку или свитер, чтобы ее изображение было более четким. Идеально, чтобы она сидела перед объективом прямо.

Могу вас уверить, что 99% людей, которых приходится фотографировать, не профессиональные модели. Так что же нам нужно? То, о чем так красиво говорят англичане: « … модель должна любить камеру!» (… making love to camera).

Перед началом съемки необходимо приготовить модель, т.е. привести ее в приятное настроение. Как? Для этого нужна хорошая музыка, бокал вина или минеральной воды, тихий разговор о том, как  приятно работать с такой моделью,  какие у нее красивые глаза волосы и кожа лица. Только не перестарайтесь, чтобы модель не подумала, что у вас есть какие-то другие намерения кроме фотографии!

За сорок лет своей практики я установил, что мне особенно приятна работа, во время которой я разговариваю с моделями и объясняю, что и почему я делаю. Так, например:

«Устанавливаю  камеру на штатив, чтобы изображение было четким, устанавливаю выше Вашего носа, чтобы не было искажения подбородка,… Мягкий свет от окна очень хорошо освещает и моделирует Ваше лицо. Уложите волосы так, чтобы они красиво обрамляли  лицо…».

Постарайтесь найти тему для разговора интересную вам  и модели, ведите себя по-приятельски. Представьте себе, как неприятно сидеть против белой стены и смотреть на холодное стеклянное «око» камеры.  Так же вы можете вести себя, когда фотографируете мужчин и, главное, детей, которые по природе очень любопытны. Каждый из вас раньше или позже обязательно найдет наилучший  способ создать модели хорошее настроение.

А теперь сосредоточимся на выражении лица модели, представим себя режиссером, например как Стивен Спилберг.  Мне нравится во время работы задавать такие вопросы:

«В каком Вы сейчас находитесь настроении? Хотите смеяться или быть серьезной?».

Эти вопросы не означают, что без них вы не достигните своей цели, просто они позволяют успокоить психику модели.

Вы  можете посоветовать: «Закройте глаза и подумайте о чем-то приятном, (о рождественском подарке, об отпуске, о любимом человеке), а когда я скажу «три», откройте глаза и улыбнитесь, а я нажму на спуск». Продолжая работать, постарайтесь чувствовать состояние модели и заставьте ее принять другое выражение уже без закрывания глаз.

Как режиссер попросите модель повернуть голову, наклонить ее вправо и влево, повернуть  тело, поднять или опустить плечи, подпереть подбородок рукой. Все эти положения  снимите на пленку при одинаковой удаленности от места, где сидит модель. Если теперь вы проявите пленку, то увидите, сколько получилось различных вариантов, и обязательно выберете один из них. Пожелаю вам в этом успеха!      

 


 

_

Вернуться назад...