ФОТОШКОЛА: ПОРТРЕТ В УСЛОВИЯХ НАТУРНОЙ СЪЕМКИ |
ПОРТРЕТ В УСЛОВИЯХ НАТУРНОЙ СЪЕМКИ
Отто Рихтер
При создании портрета в условиях натурной съемки возникает несколько проблем, даже если день очень ясный и светит яркое солнце. Тени, которые создает полуденное солнце под носом и в глазных впадинах, превращают лица людей в маски енотов. С другой стороны, дневной свет является бесплатным. Опишем несколько способов съемки в сельской местности. Пасмурно или солнце скрылось за облаками. Это возможно самая идеальная ситуация для портрета. Солнечный свет будет проходить через облака как через фильтр или все небо будет выполнять функцию «отражающей пластины» и свет будет мягким. Необходимо обратить внимание на то, чтобы глазные впадины модели были хорошо освещены. Снимки, сделанные против света, обычно не бывают хорошими и требуют много заботы при увеличении. Гораздо лучше получаются портреты на фоне городского или сельского пейзажа, леса, луга. Хорошим фоном может служить и стена любого тона от серого до черного для черно-белой фотографии, а для цветной - стена любого цвета, которая гармонирует с моделью. Само собой разумеется, что цветной портрет блондинки, освещенной солнцем или вспышкой, на фоне голубого неба всегда получится хорошо. Однако фотография, сделанная на фоне облачного неба в большинстве случаев получается лучше в монохроме. Всегда следует помнить о контрасте, который в подобной ситуации значительно ниже, чем при прямом освещении. Художественная фотография – это очень субъективная вещь, в которой разрешено все, что фотографу нравится. Прямой солнечный свет используется только для специальных эффектов. Проведите небольшое исследование. Для этого сфотографируйте модель в следующих ситуациях на одном и том же месте:
Затем положите перед собой все получившиеся фотографии и найдите ту из них, которая вам больше всего нравится. Для получения эффектных снимков при солнечном освещении необходимо носить с собой белую ткань или бумагу для смягчения теней. В сущности, портретом можно считать любую фотографию, на которой изображена портретируемая особа, знающая, что ее фотографируют или специально позирующая. Фотограф, у которого есть идеи, использует предметы, на которые модель может наступить, облокотиться, лечь или сесть. При этом он хорошо использует задний план, правильно устанавливает освещение, думая о тенях. Необходимо запомнить одно правило: портретируемая особа всегда является самым важным изображением. Сколько раз уже приходилось видеть портрет велосипедиста, на котором гораздо четче изображен велосипед , чем человек. Или, например, на первом плане изображены цветы, а человек находится где-то далеко. На снимке может быть изображена большая голова, у которой один глаз получился более четко, чем другой. Однако будем терпимы. Если это нравится автору, то почему бы и нет! Существуют технические приемы, которые помогают создавать портреты на натуре. Для черно-белой фотографии – это цветные фильтры. Красный или оранжевый фильтры затеняют небо и позволяют осветлить кожу лица. Зеленый фильтр помогает очистить кожу лица, а синий осветляет тени, созданные солнцем. Для цветной фотографии существуют градуированные фильтры различных цветов, эффектные фильтры «сепии», вносящие в портрет нечто ностальгическое, смягчающие фильтры, помогающие убрать морщины и создать ореол при съемке против света. Я сам применяю метод, который называю «обложкой блокнота». Я отрываю обложку от блокнота формата А4, которую ношу с собой и частично маскирую падающий солнечный свет. Так я могу сделать широкое лицо более узким и, вообще, создать что-то особенное в изображении, чего в нем никогда не было. Этот метод может быть применен и при использовании рефлекторов. Очень интересно снимать портреты в тех местах, где солнце отражается от окон, витрин, светлых стен домов и больших поверхностей и создает не только интересное освещение лиц людей, но и необычное освещение фона. Прямой солнечный свет, падающий сзади и смягченный отражающей поверхностью, создает эффект, который часто можно увидеть в модных журналах. Такое освещение создает особую атмосферу и впечатление от снимка. Этого эффекта можно достичь, поставив или усадив модель в тени таким образом, чтобы фон был освещен солнцем или рассеянным светом. Обратите внимание на то, чтобы тень была сплошной и на лицо не попадал свет. Профессиональные фотографы, чтобы специально не искать тень, возят с собой большие пластины, которые можно установить на штативы или которые может держать ассистент таким образом, чтобы затенить модель. Однако при этом способе возникает контраст. Осветленный фон иногда получается более светлым, чем это представлял себе фотограф. Иногда освещение фона может быть нормальным, а модель может получиться очень темной. Поэтому перед съемкой хорошо измерить экспонометром передний план и фон и определить разницу двух диафрагм. Создание натурного портрета – это творческая деятельность и огромное удовольствие, которое украшает каждый выезд на природу или в отпуск. |
|